Пять лет назад Яндекс начал тестировать свой алгоритм рандомизации выдачи. Он получил название Multi-Armed Bandits - «Многорукие бандиты». Система позволяет быстро узнать мнение пользователей Яндекс о том или ином документе — и на основании этих данных скорректировать его позицию в выдаче. Сегодня мы рассмотрим работу этого механизма подробнее.

Для чего это нужно?
Поведенческий фактор — одна из важных составляющих ранжирования сайтов. Это, с одной стороны, хорошо: кто лучше пользователей знает, какой сайт сможет лучше ответить на их запрос? С другой стороны — пользователи редко уходят дальше первой или второй страницы поиска, поэтому документы, не попавшие в ТОП-20, не могут собрать достаточное количество данных о поведении посетителей.
Алгоритм Multi-Armed Bandits позволяет случайным образом повышать или понижать позиции сайта в выдаче, при этом под его действие попадают только документы, соответствующие нескольким критериям (чтобы не допустить ухудшения качества выдачи в целом).

- Сайт должен давать релевантный ответ на запрос пользователя и иметь оценку Rel+ по конкретному запросу.
- Чем ниже вероятность того, что документ является релевантным, тем слабее выражено влияние алгоритма. То есть положение страницы, которая является релевантной с большой вероятностью, изменится сильнее.
- Изменения выдачи не должны влиять на качество ранжирования, ее метрика должна оставаться на прежнем уровне.
- Степень влияния алгоритма на выдачу должно периодически меняться: иногда оно значительно, иногда — менее заметно. Этот показатель не должен быть постоянным.
- Алгоритм работает позапросно, то есть меняет позицию сайта по каждому из соответствующих ему запросов в отдельности.
Как понять, что ваш сайт оказался под действием Multi-Armed Bandits?

На это указывают несколько признаков.
- Позиции вашего сайта резко выросли или упали — при этом тексты базы данных Яндекса не менялись.
- Спустя какое-то время позиции вернулись на прежний уровень, причем так же резко.
- Изменения были однонаправленными: большинство запросов показало либо рост, либо падение, причем эти запросы могли быть как низкочастотными, так и высокочастотными.
- Положение сайта в выдаче изменилось на 5-30 позиций — это средний диапазон, в который обычно укладываются колебания в пределах алгоритма.
После того, как влияние «Многоруких бандитов» на позицию сайта в выдаче завершится, ситуация может развиваться в трех направлениях:
- если страница показала хорошие результаты, она может в дальнейшем закрепиться в топе или значительно подняться в выдаче;
- если значительных изменений не произошло, положение в выдаче может немного опуститься;
- если показатели оказались плохими, сайт может значительно просесть.

То есть последствия могут быть как негативными, так и позитивными, и задача владельца сайта и SEO-специалиста в таком случае сводится к тому, чтобы закрепить успех — или не допустить резкого падения, возможно, исправить имеющиеся ошибки.
Как специалисту работать с сайтами в условиях Multi-Armed Bandits?
Прежде всего стоит учесть, что колебания позиций сайта в выдаче Яндекс являются нормой — это неизбежное следствие существующей системы ранжирования.
- Больше всего пользы из алгоритма могут извлечь для себя новые ресурсы, недавно запустившие продвижение. При условии, что в их оптимизации и наполнении нет существенных ошибок, их страницы привлекают больше новых пользователей. А их положительный опыт и активность на сайте, в свою очередь, поможет сайту быстрее выйти на высокие позиции.
- Для старых проектов с хорошими показателями в работе «Многоруких бандитов» есть риск: портал может потерять долю трафика за счет понижения позиций в выдаче на определенный срок.

Всего есть несколько советов для тех, кто работает с продвижением сайтов.
- Поведенческие факторы по-прежнему требуют повышенного внимания — от того, насколько привлекательным выглядит сайт в результатах выдачи, а также от поведения пользователей после перехода, зависит очень многое.
- Важно понимать, когда изменения в ранжировании сайта связаны с действиями Multi-Armed Bandits, а когда — вызваны внутренними или внешними причинами, на которые можно повлиять.
- Больше всего шансов удержать свои позиции у сайтов, где продвигается наиболее широкая семантика. Проект не просядет целиком, даже если алгоритм повлияет на часть продвигаемых запросов. Особую опасность представляют высокочастотные запросы, просадка по которым будет наиболее заметной: важно, чтобы их можно было скомпенсировать.
Важное примечание: сайты с широкой семантикой, отвечающие на все возможные запросы пользователя, получают оценку Useful вместо Rel+. А значит, на них уже не будет распространяться действие алгоритма.
- При продвижении не стоит сосредотачиваться только на одной поисковой машине — лучше работать сразу со всеми.
- Рациональнее концентрироваться на трафике, а не на позициях в выдаче.
- Техническая сторона SEO, внутренняя оптимизация, улучшение запросных и поведенческих факторов, а также сбор аналитики помогут вам сохранить завоеванные позиции. А вот ссылочные факторы почти не будут иметь веса.
В целом работать над продвижением сайта в условиях Multi-Armed Bandits можно и нужно. Но куда лучше быть готовыми к влиянию этого алгоритма заранее, совершенствуя сайт и подстраивая его под актуальные стандарты.